• Информация
добавить на Яндекс

Судьба семьи - судьба России

(адреса ювелирных предприятий, много полезного для туристов)

Судьба семьи - судьба России

Сообщение oxotalive »

Весь наш материал посвящается жителям села, красноселам, жившим в XX веке. Исследуя истории семей, мы не могли не обратить внимания на то, что они тесно переплетаются с историей страны, что наши земляки являются непосредственными участниками многих событий. А по другому в те годы и быть не могло - каждый жил историей своей страны и революция 1917 года, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная - все это напрямую, так или иначе, касалось всех и каждого. И мы, краеведы села, решили со страниц своей районной газеты "Красное Приволжье" познакомить вас со своими исследованиями под названием "Судьба семьи - судьба России".

История первая

Сарапульская трагедия

22 апреля 1918 года на площади в центре Красного (на Горке) собрался сход для обсуждения продовольственного вопроса. На нем было решено послать за хлебом группу красноселов в г. Сарапул (стоит на правом берегу реки Кама в 53 километрах от г. Ижевска, Удмуртия). Об этом в газете "Красное Приволжье" в октябре 1979 г. писал К.Потепалов в статье "Мятеж".

А вот выписка из постановления Костромского ревтрибунала от 26 августа 1918 г:

"... деньги на покупку хлеба собирали всем "миром" с жителей с. Красное и с. Подольское. Отдавали деньги многие, т.к. продовольствие после зимы и весны 1918 года было на нуле. Кустари не занимались земледелием, не засевали поля хлебом, надеялись на привозное зерно, это тоже явилось причиной нехватки продовольствия. Народный комитет предложил выбрать 5 делегатов. Четверо из них были торговые купцы и один просол. Эти люди хорошо поколесили по матушке Руси и прекрасно они понимали, какую ответственность берут на свои плечи в это смутное время. Это были люди глубоко верующие в Бога, сильные духом, физически крепкие, осторожные и предельно честные. Это было в конце апреля 1918 года.

А вот 5 мая, в день Пасхи, пришло сообщение из Сарапула о том, что все пятеро делегатов зарезаны на постоялом дворе. В этот же день при культурно-просветительном отделе в Народном доме председателем общества потребителей Николаем Васильевичем Токмаковым было собрано экстренное собрание для обсуждения вопроса по поводу командирования лиц в г. Сарапул за телами убитых закупщиков - граждан с. Красное: Ивана Сорокина, Николая Федорина, Николая Батурина, Евдокима Чулкова и Вардата Пузанчикова.

На этом сходе председателем общества потребителей Н.В.Токмаковым было, между прочим, сказано, что в селе Красное идет гнусная, ни чем не обоснованная пропаганда, имеющая определенный контрреволюционный характер, что убийство граждан произошло якобы по инициативе местных общественных деятелей, состоящих на платформе Советской власти. Почему Токмаков призвал сход к спокойствию и не верить вздорным слухам, так как это есть не что иное, как орудие борьбы против Советской власти, пущенное черносотенскими бандитами.

На второй день сход был созван вторично, на котором была зачитана телеграмма, полученная из Сарапуля. В ней сообщалось о зверском нападении и убийстве командированных обществом с. Красного лиц, за покупкой хлеба и что злоумышленники в количестве 9 человек задержаны, а тела убитых готовятся к отправке в с. Красное..."

(Костромское архивбюро. Фонд губревтрибунала. Дело № 13459. Орфография документа сохранена).

... Густо и длинно с переката у Трубинки загудел пароход, везший "снизу" тела наших земляков. Всё Красное вышло их встречать. Зазвенели колокола храмов. От пристани на новинах несли гробы в село по каменной дороге, заполненной с обеих сторон людьми.

Благодарные жители Красного по достоинству оценили их подвиг во имя людей, похоронив их на самом почетном месте в братской могиле с левой стороны от входа в храм Богоявления. (В.Курдюков. "Красноселы", 2001 год, стр. 91).

Вскоре после похорон выяснилось, что наличных денег у делегатов не было, их перечислили телеграфом. Хлеб в село потом привезли, и он был разделен комбедом (комитет бедноты) между населением по количеству душ в семье.

Часовенка на могиле убитых сохранялась до самой войны. Затем, когда в церкви Богоявления сделали склады и хранилища, исчезла и часовенка. Отец Петр Чулков во время своего служения в этой церкви поставил памятный крест. А теперь и его нет, а на этом месте ставят автомашины.

Стерта с лица земли братская могила наших погибших земляков, нет даже памятного креста. Так мы забываем наше прошлое. Но ведь не зря же сказано: без прошлого нет будущего. Вот ради нашего будущего давайте хранить нашу историю и помнить о тех, кто не пожалел собственных жизней ради общего дела.

Так кто же были эти люди, безвинно погибшие в Сарапуле в том далеком 1918 году? Об этом - в одном из ближайших номеров "Красного Приволжья".

Людмила Матвеева и Лидия Ламперт, краеведы.

источник

Показать ссылки

Аватара пользователя
Эксперт
Эксперт
 
Автор темы
Сообщения: 902
Зарегистрирован: 13 фев 2012, 16:29
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 69 раз.

Информация


Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:


Вернуться в Информация для гостей посёлка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

  • Информация